Общество

Материал из Wikipedia Metonymia.ru
Перейти к навигации Перейти к поиску

Общество - множество кого и/или чего-либо, в том числе пустое, противопоставляемое государству как хорошее плохому (в наукообразных текстах).

Общество - господствующее сословие (в речи образованщин).

Общество, как и все богословские и наукообразные мемы, имеет следующие группы значений:

  1. общество (мемоидинг) - совокупность отношений,
  2. общество (мемботинг) - форма отношений,
  3. общество (мемюзинг) - форма объединения индивидов,
    1. общество (ГК РФ) - общество в значении Гражданского кодекса Российской Федерации, втором по значимости нормативно-правовом акте. Поскольку в Конституции Российской Федерации существительное "общество" отсутствует, то данное значение является единственным легальным;
  4. общество (нелл) - совокупность людей.

Принципиальное отличие первых двух от третьего и четвертого толкований общества заключается в том, что в первых двух - некая абстракция, ближайшим аналогом которого является понятие поля в физике, а в двух последних фигурируют люди.

Сравни с двойственной природой электрона: электрон как сгусток материи и электрон как поле (совокупность электромагнитных отношений микрочастиц).

Принципиальное отличие четвертого от третьего толкования состоит в том, что общество как совокупность людей всегда состоит из двух и более человек и является такой совокупностью с точки зрения любого постороннего наблюдателя, начиная от животных и кончая инопланетянами. Тогда как общество как форма объединения людей может представлять собой "фирму-однодневку", существующую только на бумаге (например, в виде слова "общество" в тексте графомана либо ООО "Мавроди" в фиктивной налоговой отчетности) и т.п. и т.д.).

Совокупность всех групп значений общества, за исключением легального и неллов, образует гоблинг. Общество (гоблинг) - то, что под обществом понимает образованщина. Поскольку социальной базой общества в гоблинском учении выступает совокупность хомячков, в целях простоты, чтобы не путать это "общество" с обществом в значении ГК РФ, рекомендуется именовать его хомячеством.

Содержание

Происхождение слова «общество»

Слово «общество» попало в литературную речь примерно в XVII веке вместе с другими кальками из восточно-атлантических языков. От попов и дворян через книгопечатание это слово попало в речь образованщины, которая стала воспринимать себя как «общество» в значении сословие (группа людей, светская тусовка и т.п.), противопоставляемое государству во главе с государём (императором).

Употребление слова «общество» в императорский период

Генеральный регламент от 28 февраля 1720 г.

В правовых актах слово «общество» впервые появляется в царствование Петра I. Так, в п. 3 главы LIII Генерального регламента от 28 февраля 1720 г.

«В компании не допускать, и их не посещать, и единым словом, таковый весьма лишен общества добрых людей».

Начиная с правления Екатерины II вплоть до государственного переворота 1917 года «общество» употребляется в нормативно-правовых актах в значении «территориально локализованного населения, наделённого правами и обязанностями», то есть «местного сословия» или просто сословия (или класса людей). Сословия почти всегда территориально выделялись и употреблялись во множественном значении. По крайней мере, исключалось представление об обществе в единственном числе, ставшее типичным для текстов советского периода.

«Народ», «население» чётко отличаются от «общества». «Народ» начинает частить в нормативно-правовых актах в начале XIX века, а «население» - со второй половины XIX века.

В начале XX века «общество» принимает значение, близкое юридическому лицу.

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 г.

п. 37. «Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в 
каждом наместничестве и пользоваться нижеписанными правами, выгодами, отличностями и преимуществами».
п. 47. «Собранию дворянства дозволяется представить генералу-губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и пользах».
71. «Дворянству каждаго наместничества повелеваем дать жалованную грамоту за нашим подписанием и с приложением государственной печати, в которой 
прописать от слова до слова сии здесь выше и ниже сего прописанныя общественныя и личныя дворянския преимущества».

Грамота на права и выгоды городам Российской империи от 21 апреля 1785 г.

Преамбула. «С помощию божиею видим в толь краткое время добрые плоды намерений и трудов наших, да и несомненно уповаем, что верноподданные наши, 
граждане городов наших, похвальным радением, доброю верою в торговле, промыслах и ремеслах и поведением, соответствующим благому нашему об них
попечению, будут пособствовать возвышению мест ими населяемых в цветущем состоянии, и тем вяще заслужат нашу императорскую к себе милость и
благоволение, в залог коих восхотели мы данныя от нас городам, их обществам и членам сих обществ выгоды и преимущества подтвердить нашею
жалованною грамотою, узаконяя в следствие того на веки непоколебимо следующия статьи».
29. «Городовым обывателям каждаго города жалуется дозволение собираться в том городе и составить общество градское, и пользоватися нижеписанными 
правами и выгодами».
36. «О представлении Обществу градскому дозволяется представить общественных нужд и губернатору о своих общественных нуждах и польз пользах».
39. «Обществу градскому дозволяется иметь дом для собрания общества того города и архивы».
40. «Обществу градскому дозволяется иметь печать с городовым гербом».
41. «Обществу градскому дозволяется иметь своего собственнаго писаря».

«Народ» упоминается в преамбулах Манифестов от 1 января 1810 г. и 25 июня 1811 г.

Манифест «Образование Государственного совета» от 1 января 1810 г.

§ 109. «Прошения о единовременных подаяниях и помощи людям, жительствующим здесь в столице, исключая тех, коим сделается отказ, посылаются в 
особенное общество, для таковых вспоможений здесь учрежденное, и удовлетворяются по прилежному его рассмотрению и по мере ежегодных его доходов».

Манифест об «Общем учреждении министерств» от 25 июня 1811 г.

§ 11. «Министерство народного просвещения ведает все ученые общества, академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовные, 
военные и те училища, кои особенно учреждены для образования юношества к отдельной какой-либо части управления, как-то: Горный корпус и другие
сему подобные установления, кои, находясь в особенном ведомстве, сохраняют однако же в делах общих нужную связь и сношение с министром
просвещения».

Манифест 19 февраля 1861 года сельскому населению

«Полагаемся на здравый смысл нашего народа».
«Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего 
благополучия и блага общественного».
«Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен 
служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим.
XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь (7); что законно приобретенные помещиками права не
могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от
помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности».

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

17. «Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда 
соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным на
основаниях, в сем Положении изложенных».
18. «Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и 
попечительство над обществом сих крестьян на основании статей 148-163-й сего Положения».
19. «Крестьяне и общественные их учреждения подчиняются общим губернским и уездным управлениям».
43. «Для волости полагается наименьшее число жителей около трехсот ревизских мужского пола душ, а наибольшее - около двух тысяч. Наибольшее 
расстояние отдаленнейших селений волости от средоточия управления оной полагается около двенадцати верст. Примечание. В тех местностях, где по
малому населению не найдется на определенном в этой статье протяжении 300 душ крестьян или где, наоборот, на незначительном расстоянии
сосредоточено населения свыше 2000 душ, допускаются отступления от вышеуказанного правила с разрешения начальников губерний».

Дополнительные правила о приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов от 19 февраля 1861 г.

1. «На горнозаводское частных заводов население, в ведомстве Министерства финансов состоящее, распространяются как относительно приобретения прав 
личных, по имуществу и по состоянию, так и в отношении к поземельному устройству изданные для прочих вышедших из крепостной зависимости людей
Общие и Местное для великороссийских губерний положения с теми изъятиями 355 или дополнениями, кои излагаются в нижеследующих статьях».
2. «Все вышеозначенное принадлежащее частным горным заводам население, состоящее из мастеровых, рабочих, непременных работников и заводских 
крепостных, числящихся на праве посессионном, или владельческом, образует два сословия: 1) мастеровых и 2) сельских работников».
4. Устройство обществ и управления горнозаводских людей учреждается на основании правил Общего о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, 
положения с применениями, по местным потребностям необходимыми и о которых министр финансов имеет войти с надлежащим представлением.
5. «Всему горнозаводскому населению предоставляются усадьбы и, сверх того, земельный в пользование надел в размере и на основаниях, ниже 
означенных, но тем же порядком и с утверждения тех же учреждений, какие указаны в Местном для великороссийских губерний положении о
поземельном устройстве крестьян и в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах».

Указ об устройстве крестьян Царства Польского от 19 февраля 1864 г.

Ст. 16. «Право охоты на всем пространстве земель, которые приобретаются крестьянами, принадлежащими к одному сельскому обществу, равно как и 
право рыбной ловли в водах, к тем землям прилегающих, принадлежит не каждому хозяину порознь, а всему сельскому обществу».

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II от 9 января 1905 г.

Отсутствует слово «общество». Авторы петиции пишут императору от имени рабочих, жителей города С.-Петербурга разных сословий, всего народа.

Устав о промышленном труде

72. «Наем малолетних обоего пола на работы в фабрично-заводских горных и горнозаводских предприятиях, как принадлежащих частным лицам и 
учреждениям (обществам, товариществам и компаниям), так равно и казенных, производится на основании следующих правил (ст. 73-86)».

Высочайше утвержденные Основные Государственные Законы от 23 апреля 1906 г.

Преамбула. «Манифестом 17 октября 1905 года Мы возвестили об 456 осуществлении Нами законодательной власти в единении с представителями народа и 
о даровании населению незыблемых основ гражданской свободы».
38. «Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок 
их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом».

Общество - компания

В русском языке есть слово, которое передаёт почти все значения слова/понятия "общество", при этом будучи гораздо более понятным самим по себе, а также менее перевранным. Это слово - компания. Причём именно в этом значении оно впервые появилось в текстах российского законодательства (см. выше п. 3 главы LIII Генерального регламента от 28 февраля 1720 г.).

Как и "общество", компания имеет несколько групп значений, среди которых наиболее употребительными являются:

  1. реальное предприятие, фирма - то есть форма объединения индивидов,
  2. юридическое лицо - то есть форма отношений,
  3. светская тусовка - то есть непосредственная совокупность индивидов.

Единственным отличием компании от общества является пожалуй то, что компания не употребляется в значении "совокупности отношений" (или "поля").

Кроме этого гумы могут возразить указанием на то, что если общество бывает размерами со страну (население страны), то компания - нет. На самом деле, общество как "совокупность отношений" (или "поле") и как страна (население страны) - юридические фикции.

Действующее легальное значение общества

В действующей Конституции России, в отличие от предыдущей (Конституция СССР 1977 г.) существительное "общество" отсутствует.

В действующем Гражданском кодексе РФ, втором по значимости нормативно-правовом акте, общество понимается как юридическое лицо, то есть как организационно-правовая форма объединения людей и т.п.

Общество – организация, существующая во множественном числе, которую может создать любой человек, - по смыслу ГК РФ.

Виды общества как организации:

  • «общественный транспорт», поскольку весь такой транспорт, в отличие от личного, зарегистрирован на организации, а также ИП, которые представляют собой по сути организации без образования юридического лица),
  • хозяйственное общество,
    • акционерное общество,
    • общество с ограниченной ответственностью,
    • товарищество (например, товарищество собственников жилья),
  • государство (медвепуты),
  • некоммерческая организация,
    • партия (КПСС в тексте Конституции СССР 1977 года, партия демократов в речах демократов и т.п.),
    • церковь и т.д.

Общество в легальном значении – это прежде всего форма. Употребление общества как объединения людей является метонимией. Общество как организационно-правовая форма (ООО, ОАО, НКО и т.п.) представляет собой не-объект - как то, что существует на бумаге/словах, в отношениях между учредителями/участниками и контролирующими/регулирующими органами.

В текстах/речах гумов и неллоидов, за исключением специализированной юридической тематики, в строгом значении почти не употребляется. Так часто встречается оборот «работает в ТСЖ», что юридически неграмотно.

Общество как совокупность людей

Общество как совокупность людей - общество толкуется как неформальные и умозрительные совокупности (группы) людей. Подобное толкование общества в социологии именуется социальным нигилизмом.

С позиции социального нигилизма, существуют только отдельные люди, индивидуумы, а 
общественных связей, общества не существует [11].

Аристотель (384 - 322 до н.э.) под обществом понимал совокупность людей, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов.

М.А. Бакунин (1814-1876) «Общество - это естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора» [1].

А.И. Стронин (1826-1889) структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание - подавляющее большинство общества (земледельцы и ремесленники) [9].

По мнению П.А. Сорокина (1889-1968), общество «расслаивается на множество слоев, или социальных групп, с тем различием от слюды, что слои здесь идут не только горизонтально, но и вертикально, и во всех других направлениях, пересекаясь, скрещиваясь и пронизывая друг друга», в результате чего каждый человек становится «абонентом» множества социальных групп . Нестратифицированное общество - это миф, а социальное неравенство постоянно и вечно, в ходе истории происходит лишь изменение форм неравенства. Поэтому он уверен, что: «Равенство остается мифом, пока что неосуществленным в истории» [8].

А.С. Звоницкая (1897-1942): «Ближайшим родовым понятием, обнимающим «общество», является понятие группы индивидуумов» [2].

Отметим, что обыватели склонны:

  • отходить от восприятия организационно-правовой формы к восприятию персонала, коллектива. Для неллоидов ТСЖ - это прежде всего конкретные люди, работающие под вывеской ТСЖ, затем - его члены,
  • понимать под обществом всё население.

Троп «общество» воспринимается неллоидами в значении «почти всё население» в ряде речевых ситуаций:

  • общественный порядок (безопасность и т.п.) - подразумевается всё происходящее в стране (см. перевирание);
  • «классовое общество» - словосочетание предполагает, что объем «общества» больше «класса»;
  • «происходит в нашем обществе» - когда говорит незнакомый человек, обращающийся к телезрителям, читателям и т.п.

Виды общества как совокупности людей

  • граждане,
  • коллектив,
  • люди,
  • население,
  • человечество.

Нигилистическое (гоблинское) значение общества

(см. подробнее: общественные науки, конституционный и географический нигилизм) В речи гумов общество - тоталитарное понятие:

Гоблинская идея общества

Особенностью мировоззрения гумов является то, что их не интересует человек ни отдельно, ни группами, их интересуют преимущественно абстрактные отношения. И только по результатам тесного контакта с неллоидами в текстах образованщины общество принимает физическую суть объекта в виде мифического посредника между государством и народом. (См. Физическая суть объекта)

Ненормативная (нелегальная, то есть отличающаяся от значения по гл. 4 ГК РФ) идея общества заключается в навязывании представления о:

  • обществе как некоем своеобразном сиамском близнеце государства, которое в отличие от последнего всегда хорошее и невинное,
  • том, что каждый индивид, находящийся в стране, независимо от его убеждений, деятельности, занятости, собственности, простыми словами - независимо от того, рабовладелец он или раб, родился в данной стране или является военнопленным жителем другой страны - не просто сопричастен, а согласен с происходящим в стране. Случай разногласия именуется "расколом в обществе" и активно осуждается апологетами общества. Данная идея широко распространяется со школьной поры через учебники по истории, в которых рабы, военнопленные именуются либо чаще всего подразумеваются членами общества (гоблинг).

Казус соотношения общества и гражданства

В соответствии с гоблинским учением человек может не иметь гражданства, но быть членом общества той же страны.

Яркие современные примеры данного казуса:

  • рабы в учебниках истории. Например, раб древних Афин - член рабовладельческого общества, но не гражданин Афин. Другими словами, раб может быть членом "демократического общества", но при этом не быть гражданином (не иметь избирательных прав и т.п.),
  • неграждане стран Прибалтики.

См. личноство.

Многие ученые придерживаются различных подходов к обществу. Одни из них выделяют компоненты 
вещного, процессуального, духовного и человеческого характера. Другие называют человека,
материальные и духовные средства его жизнедеятельности; третьи - субъект, деятельность,
отношения, четвертые - социальные субъекты, общественные потребности, человеческую
деятельность, общественные отношения, культуру, социальные связи, социальные общности,
социальные процессы; шестые предлагают разграничить фундаментальные актуальные, постоянные
и переменные структуры деятельности. Перечень можно было бы продолжить, но необходимости в
этом нет, поскольку общество можно определить как совокупность людей и их взаимоотношений.

Группы нигилистических значений общества

  1. совокупность отношений,
  2. форма отношений,
  3. форма объединения индивидов.
Общество как совокупность отношений

Общество как совокупность их взаимоотношений, отношений - например, нормы поведения и речи, язык, «культура», законы, религия, общественные науки, гражданство и т.п. и т.д.

Подобное толкование именуется в социологии воинствующим коллективизмом.

С точки зрения воинствующего коллективизма, напротив, существует только общество, а отдельные 
люди – всего лишь частицы, «моменты» его как широкого целого [11].

Особенность мировоззрения гумов в том, что они стремятся нагнести страхи среди людей, умозрительно разделить их на части и оставить за бортом значительную часть населения.

Поэтому гумы не допускают мысли, что «общество» как совокупность людей может включать в себя всё население страны, региона, планеты либо какую-то исчисляемую совокупность людей и т.п. Они добавляют в формулировки различные слова, которые затрудняют понимание «общества». Так, с точки зрения К.Г. Маркса (1818-1883), общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

На первый взгляд, марксово общество это и есть культура, как совокупность языка, обычаев и т.п. Но в текстах гумов вы не найдете идентификации культуры через общество и наоборот, поскольку для гумов каждое из этих понятий выполняет разные задачи:

  1. «общество» призвано навеять страх, что вы не член общества;
  2. «культура» призвана подчеркнуть, что вы не только не член общества, но и не стремитесь им стать, поскольку вы невокультурены.

Понятие «общество» как исторически развивающаяся совокупность людей сродни понятиям социальная общность, этническая общность и т.п. Разницу можно увидеть в том, что если обыватели допускают существование общностей, объединяющей всех людей страны, региона и т.п. (например, славяне, русские и т.п.), то гумы отвергают подобный подход, что видно на примере понятия «российского общества» как некоей исторической совокупности людей, имевших совместную деятельность на территории России. Для гумов не просто не существует «российского общества» как совокупности всех россиян, оно для них просто неприемлемо.

Н.И. Кареев (1850 - 1931): «Общество - это сложная система психических и практических взаимодействий личностей, «надорганическая среда» [3].

Н.М. Коркунов (1853-1904): «Общество является результатом «психического единения людей» [5].

П.И. Новгородцев (1866-1924): «Личность выступает единственным источником сознательных решений, поэтому общество есть не что иное, как сознание отдельных лиц» [6].

Б.А. Кистяковский (1868-1920): «Общество - это психическое взаимодействие людей» [4].

Т. Парсонс (1902-1979) определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

Виды общества как совокупности отношений
  • ареал, территория в Конституции СССР 1977 года,
  • гражданское общество как абстракция,
  • общность,
  • Отец,
  • форма власти над человеком.
Общество как форма объединения людей
Славянофилы выступали за самобытной путь исторического развития России, который принципиально 
отличается от западноевропейского пути. Они идеализировали старую, допетровскую Русь. Считали, что она была гармоничным обществом, в котором не было внутренних потрясений [7].

По мнению К.М. Тахтарева (1871-1925), «общество есть самодостаточное сожитие людей, сознающих свое общественное единство, проявляющееся в их самодостаточном общении с целью всестороннего обеспечения жизни» [10].

Русский народ, а из него состоит реальное общество, самобытен и религиозен [7].
Община в широком смысле - это общество, организация (напр., баптистская община, негритянская 
община) [7].
Виды общества как формы объединения людей
  • клуб (масонская ложа, клуб олигархов, гражданское общество и т.п.),
  • народ,
  • альтернатива государству; находящийся вне или над законом посредник между государством и гражданами,
  • общественность,
  • община,
  • племя,
  • семья,
  • страна,
  • этнос.
Уровни общества как формы объединения людей

Истинное значение термина «общество» проявляется в градации общества на высшее и низшее:

Также отметим, что в русской речи вместо «среднее общество» употребляется «средний класс» в значении «среднее общество».

Причина выдумки гражданского общества

Гоблинское общество всегда и во всём невинное, как бы не при делах. Образованщины всё время намекают на то или прямом пишут о том, что государство - это зло, а добро - передача власти обществу. Но общество - априори чистое и невинное. Решить дилемму позволяет идея о гражданском обществе, как нечто производном от общества, которое в отличие от последнего может отсутствовать в данной стране. Тем самым главная идея гражданского общества сводится к призывам построения гражданского общества, а по сути к государственному перевороту.

Обожествление общества

Гумы приписывают обществу всё хорошее, что есть в государстве, и отождествляют общество с государством в той мере, в которой «государство» ассоциируется с хорошим. Так, английское словосочетание welfare state гумы переводят как «общество благоденствия» и даже как «государства всеобщего благоденствия». Но повсюду в своих текстах они оговариваются и пишут о том, что в обществе благоденствия государство гарантирует обществу благоденствие.

Обожествление общества в Конституции СССР 1977 года

Шедевром обожествления общества в Конституции СССР 1977 года является абзац:

Это — общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения 
всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и
народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей —
советский народ».

Здесь в одном предложении общество:

  • и совокупность отношений («Это — общество зрелых социалистических общественных отношений»);
  • страна в значении ареал, территория, земля («Это — общество ..., в котором ... сложилась новая историческая общность людей — советский народ»).

Между тем, из фразы «Сложилось социально-политическое и идейное единство советского общества, ведущей силой которого выступает рабочий класс» прямо следует, что общество - это и класс.

В целом нигде из текста Конституции СССР 1977 года однозначно не следует, что под обществом понимаются люди, а вместе с этим подрывается понимается того, что и класс в её тексте - это люди.

Общество как троп

Общество как гипербола

Пример гиперболы Пояснение Примеры употребления
Всё население Общество не может быть всем населением.
Страна «происходит в нашем обществе»

Общество как метонимия

Пример метонимии Пояснение Примеры употребления
Раскол в обществе

Общество как синекдоха

Пример синекдохи Пояснение Примеры употребления
Общество Правильнее писать - общество чего-то (кого-то), например общество интересов, общество людей.

Общество как олицетворение

Пример олицетворения Пояснение Примеры употребления
Общество в значении "много людей" Общество не является людьми.

Общество как эвфемизм

Что эвфемизирует
Что эвфемизирует Пояснение Примеры употребления
Бог (Отец)
Рабовладелец
Церковь
Государство
Партия КПСС в тексте Конституции СССР 1977 года, партия демократов в речах демократов
Элитный клуб «гражданское общество», «клуб олигархов», «масонская ложа»
Многонациональный народ в тексте Конституции РФ 1993 года в Конституции РФ
Юридическое лицо в Гражданском кодексе РФ
«Социальный класс»
Организация «общественный транспорт», поскольку весь такой транспорт, в отличие от личного, зарегистрирован на организации, а также ИП, которые представляют собой по сути организации без образования юридического лица)
Чем эвфемизировано
Чем эвфемизировано Пояснение Примеры употребления
Народ

Общество и его синонимы

Мем общество имеет несколько десятков часто употребительных синонимов, при этом едва ли кто догадывается об этом, складывая из мемов-синонимов словосочетания.

Синоним общества Пояснение Примеры употребления
благоденствие
восток
государство
демократия
запад
культура
народ
нация
ойкумена
страна
цивилизация

Данный горизонтальный мемплекс представляет собой континуум пространства-времени и неживой-живой, в котором живет человек. Здесь пространство наиболее выражено в понятии страна, время - в понятии благоденствие, неживой - ойкумена, живой - народ.

Этот мем тесно связан с различными своими словопроизводными, а также мемом «раскол в обществе».

Отличие «общества» от «коллектива» и «класса»

Гумы предпочитают употреблять иностранизмы и, казалось бы, они должны были избрать в значении «общество» слово латинского происхождения «коллектив» либо аналогичное.

Словари утверждают, что слово «коллективный» было заимствованно из немецкого языка в середине в середине XIX века в значении общий – примерно в то же время, что и набирало свою популярность слово «общество» в современном значении. В свою очередь слово «общественный» с подачи гумов употребляется в значении «общий».

Основные причины, по которым гумы предпочли слово «общество» вместо «коллектив»:

- слово «collectivus» буквально означает «собирательный», оно родственно слову eklektos - «избранный», которое в свою очередь родственно eklegein - избирать от ek «движение наружу» + legein «собирать, выбирать».

Первоначальный смысл слова – группа философов, делающих выбор на определенных воззрениях.

Для гумов подобные ассоциации неприемлемы.

- с другой стороны, бесспорными достоинствами слова «общество» являются:

  • в нём выделяется корень «общий»,
  • оно – словоформа для прилагательного «общественный», которое легко и как-то естественно прилагается к слову «отношение». Словосочетание «общественные отношения» гумами толкуется как всевозможные отношения, возникающие между людьми, то есть как сумма экономических, финансовых, правовых, социальных, политических, семейных, религиозных и т.п. и т.д. отношений.

Основные отличия общества от класса заключаются в следующем:

  • меньшей ролью наследования места в обществе,
  • большим числом социальных лифтов.

Аналоги слова «общество в других языках

Беларусский язык

Грамадства - от белорусского слова грамада, которое близко к значению русского слова «мир».

Украинский язык

Суспільство – от слова суспіль (сплошь).

Польский язык

Społeczeństwo.

Особенности словоупотребления мема общество

У современных русскоязычных

Особенностью современных русскоязычных текстов является избегание синонимизации мемами нация и народ. То есть мем общество редко путается с мемом нация и словом народ, поскольку апологеты этого мема различают в тексте общество и народ, общество и нацию.

У англоязычных

Особенностью англоязычных текстов является активная синонимизация мемом нация.

Выводы

Таким образом, в начале 1990-ых российский законодатель вернулся к значению "общества", употребляемому в императорский период (при Петре I и при Николае II). Однако гумы, в том числе политики, руководители страны в публичных речах продолжают употреблять "общество" в советско-коммунистическом значении, то есть в значении господствующего сословия (класса людей).

Забавные факты

  1. В советских и российских художественных книгах и фильмах слово "общество" звучит крайне редко, преимущественно в значении "светская тусовка" (в том числе в романах Л.Н. Толстого). При этом глубокомысленно рассуждают об обществе в единственном числе, как правило, только отрицательные персонажи. Например: Николай Антонович («Два капитана»), Шмыгло («Дело Румянцева») и т.д.
  2. В Конституции СССР 1977 года употребляется словосочетание «добровольные общества».
  3. Не "член государства" (то есть не гражданин) всегда член общества той же страны.
  4. Русскоговорящие демократы, либералы и т.п. употребляют "общество" в советско-коммунистических значениях этого слова.

Принимаются статьи в новый (первый в мире) строго-научный журнал точных наук о человеке: http://aleksejev.ru/nauka/.


Литература

  1. Бакунин А. А. Федерализм, социализм и антитеологизм. Философия. Социология. Политика.- М., 1989. – С. 87-88.
  2. Звоницкая А. Опыт теоретической социологии (Социальная связь).- Киев, 1914. Т.1. – С. 7.
  3. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории.- Спб., 1887. Т.2. – С. 40.
  4. Кистяковский Б.А. Русская субъективная школа..., и категория возможности при решении социально-этических проблем. Проблемы идеализма.- М., 1902.
  5. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Изд. 4-е.- Спб., 1897. – С. 205, 224.
  6. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. Проблемы идеализма.- М., 1902. – С. 256.
  7. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учеб. пособие. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 288 с.
  8. Сорокин П.А. Система социологии. В 2-х т.- Пг., 1920. - т.2, С.54-55, 442.
  9. Стронин А.И. История и метод.- Спб., 1969. – С. 265.
  10. Тахтарев К.М. Социология как наука о закономерности общественной жизни (Введение в общий курс социологии чит. слушателям и слушат-цам Психо-Невр. инст-та и Высш. курсов П.Ф. Лесгафта).- Пг., 1916. – С. 100.
  11. Тузиков А.Р. Социология курс лекций.

См. перлы об обществе, физическая суть общества.