Конституция РФ 1993 года без омонимов

Материал из Wikipedia Metonymia.ru
Перейти к: навигация, поиск

Принимаются статьи в новый (первый в мире) строго-научный журнал точных наук о человеке: http://aleksejev.ru/nauka/.


Проект Конституции.

Содержание

Предисловие

Конституция РФ 1993 года вобрала в себя много недостатков, архаизмов из предыдущих конституций, начиная от многозначных слов и кончая пустыми лозунгами.

В тексте Конституции РФ 1993 года много слов, содержащих двусмысленность либо являющихся омонимами.

Наибольшей демагогии подверглись такие омонимы, как существительное «государство», прилагательные «государственный» и «общественный». Существительное «общество» в Конституции РФ отсутствует по счастливой случайности.

Например, присутствуют в тексте Конституции РФ 1993 года:

- «народ» в единственном числе, «многонациональный народ» в единственном числе, «народы» во множественном числе, «коренные малочисленные народы» и т.д.,

- «образование» более чем 3 разных значениях;

- «личность» в непонятном значении, учитывая, что «личность» - легальное понятие в ГК РФ.

Если источником власти является население, и тем более согласно ч. 4 ст. 3 «никто не может присваивать властные полномочия в Российской Федерации», то существительное «властные полномочия» следует исключить из применения к отдельным органам.

Кроме того есть и другие несуразицы, например, в тексте выделены общественные объединения, которые всего лишь один из видов юридических лиц по смыслу ГК РФ, при этом в профильном федеральном законе не установлена минимальная численность членов общественного объединения, что лишает эту форму некоммерческой организации какой-либо исключительной особенности.

Принципы упрощения текста конституции

  1. исключить явное либо завуалированное враньё, подмену права на обязанности и т.п.;
  2. текст должен быть написан преимущественно самопонятными словами;
    1. синонимы, омонимы, универсалии, тропы, мемы и т.п. не допустимы;
      1. недопустимо использование текста Конституции для «отмытия» обществоведческих и богословских учений;
  3. число статей не должно превышать 100, а каждая статья должна быть предельно компактной;
    1. повторы, пересказы норм, положений не желательны;
    2. недопустимо превращать Конституцию в свод кодексов, достаточно прописать наиболее существенные положения и дать отсылку на федеральные законы.

Наиболее существенные замены

  • государство = страна = Российская Федерация,
  • государственный = федеральный,
  • федеральная властные полномочия = федеральное управление, и т.п.,
  • законодательная властные полномочия = законотворчество,
  • многонациональный народ = население,
  • народ = население (народы во множественном числе оставлены),
  • образование в ст. 43 = учебный статус, получение учебного статуса,
  • общественной в словосочетаниях «общественной безопасности», «общественного порядка» = публичной,
  • общественные объединения = юридические лица,
  • физическая культура = физкультура,
  • культура = (по умолчанию) художество,
  • культурный = (по умолчанию) художественный,
  • культурная жизнь = художественная деятельность,
  • учреждения культуры = художественные, в том числе музейно-выставочные учреждения,
  • культурные ценности = памятники, музейные экспонаты, произведения художества и литературы
  • культурное наследие = художественное наследие

Конституция РФ 1993 года без омонимов

Ниже приводится исправленный текст Конституции РФ 1993 года: переставлены или удалены как лишние некоторые статьи, заменены слова, удалены пустозвонные слова и фразы.

Позднее будет предложен оригинальный проект Конституции РФ.

Преамбула

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ (РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Я, гражданин России,

принимаю КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1

1. Россия - населённая суверенная страна с республиканской формой правления.

2. Наименования Россия и Российская Федерация равнозначны.

Статья 2

1. Гражданин России - человек, родившийся в России либо ставший гражданином России в соответствии с федеральным законом либо у которого хотя бы один из его родителей на момент его рождения являлся гражданином России.

2. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией России.

3. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 3

1. Население - совокупность всех граждан России.

2. Население - единственное олицетворение России, единственный законный носитель суверенитета.

3. Никто не может присваивать властные полномочия в России. Захват или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет России распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция России и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России.

3. Нарушение целостности и неприкосновенности территории России недопустимо.

4. Запрещается пропаганда, в том числе наукообразная, с использованием учебного процесса без согласия обучающихся либо с использованием служебного положения неравнозначности территории России либо спорности её территориальных прав, деления её на «европейскую», «азиатскую» и любые другие части по культурным, цивилизационным, социальным, расовым, национальным, языковым, религиозным или по любым другим групповым (идеологическим) признакам.

Статья 5

1. Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов России.

2. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство России основано на ее территориальной целостности, разграничении предметов ведения и полномочий между органами федерального управления России, органами федерального управления субъектов России и местного самоуправления.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами федерального управления все субъекты России между собой равноправны.

Статья 6

1. В России создаются условия, обеспечивающие долгую, здоровую и достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается федеральная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются федеральные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 7

1. В России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В России признаются и защищаются равным образом частная, федеральная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 8

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, федеральной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 9

1. Федеральное управление в России осуществляют Федеральное Собрание (Совет Федерации и Федеральная Дума), Правительство России, суды России, Прокуратура, Счетная палата.

2. Федеральное управление в субъектах России осуществляют образуемые ими органы федерального управления.

Статья 10

1. В России признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология, никакая религия не могут устанавливаться в качестве федеральной или обязательной.

3. В России признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Юридические лица равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность юридических лиц, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности страны, создание вооруженных формирований, разжигание культурной, цивилизационной, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной или по любым другим групповым (идеологическим) признакам розни.

Статья 11

1. Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции России.

2. Все положения Конституции России, за исключением оговоренных случаев, развиваются в федеральных законах.

3. Органы федерального управления, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и юридические лица обязаны соблюдать Конституцию России и законы.

4. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

5. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 12

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя России и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя России.

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Основные права и свободы человека

Статья 13

1. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

2. Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 14

Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательного и исполнительного управления, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 15

1. Все равны перед законом и судом.

2. В России гарантируется равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к юридическим лицам, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам культурной, цивилизационной, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной или по любым другим групповым (идеологическим) признакам принадлежности.

Статья 16

1. Право на жизнь - наивысшее право человека.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 17

1. Достоинство человека охраняется Российской Федерацией. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

3. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 18

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 19

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 20

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 21

1. Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы России. Гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Право на информацию, знания и обучение

Статья 22

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, обучения и творчества.

Статья 23

1. Каждому гарантируется право на достоверную информацию. Введение в заблуждение с целью нанесения ущерба или вреда недопустимо.

2. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих федеральную тайну, определяется федеральным законом.

3. В России гарантируется право на распространение информации. Цензура запрещается

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы федерального управления и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие культурную, цивилизационную, социальную, расовую, национальную, языковую, религиозную или по любым другим групповым (идеологическим) признакам ненависть и вражду. Запрещается пропаганда культурного, цивилизационного, социального, расового, национального, языкового, религиозного или по любым другим групповым (идеологическим) признакам превосходства.

Статья 26

1. В России гарантируются условия для реализации права каждого гражданина на информацию, познание окружающего мира и обучение.

2. В России гарантируется получение каждым информации о его правах, свободах и обязанностях, условиях жизни и возможностях улучшения условий жизни.

3. Правоотношения в сфере реализации права на обучение и получения учебного и профессионального статуса осуществляются нормами гражданского права, федерального законодательства о защите прав потребителей.

Статья 27

1. Каждый гражданин имеет право на обучение и получение учебного и профессионального статуса (аттестата, диплома и т.п.), необходимого для реализации права на жизнь, безопасность, труд, свободной выбор рода деятельности и профессии.

2. Обучение несовершеннолетнего осуществляется в его интересах и интересах родителей или лиц, их заменяющих. Обучение неосужденного дееспособного совершеннолетнего человека осуществляется только в его интересах.

3. Понуждение или навязывание неосужденному дееспособному совершеннолетнему человеку воспитания недопустимо.

Статья 28

1. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального обучения в федеральных или муниципальных учебных учреждениях и на предприятиях.

2. Дошкольное и основное общее обучение предшествуют профессиональному обучению. Родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за получение детьми основного общего обучения.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно пройти обучение и получить учебный или профессионального статус специалиста в федеральном или муниципальном учебном учреждении и на предприятии.

4. Понуждение или навязывание обучающимся услуг, в том числе воспитательного, идеологического и любого другого характера, кроме учебных, без их согласия, а также путём введения в заблуждение недопустимо.

5. Недопустимо использование учебного процесса для распространения заведомо спорных либо ложных сведений либо представлений о культурной, цивилизационной, социальной, расовой, национальной, языковой религиозной или по любым другим групповым (идеологическим) признакам неполноценности обучающегося либо групп людей, с которыми он себя отождествляет.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в художественной деятельности и пользование художественными, в том числе музейно-выставочными учреждениями, на доступ к памятникам, музейным экспонатам, произведениям художества и литературы.

Право на объединение

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности юридических лиц гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Право на управление

Статья 32

1. Граждане России имеют право участвовать в управлении делами России как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы федерального управления и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане России имеют равный доступ к федеральной службе.

5. Граждане России имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

1. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные письменные обращения в федеральные органы управления и органы местного самоуправления.

2. Граждане России имеют право направлять в федеральные органы управления и органы местного самоуправления письменные предложения по совершенствованию федерального управления и местного самоуправления, усовершенствование законодательства, улучшение условий жизни, труда, обучения населения.

3. Федеральные органы управления и органы местного самоуправления обязаны в установленные федеральным законом порядке и сроки давать мотивированный ответ на каждое индивидуальное и коллективное письменное обращение и предложение.

4. Федеральные органы управления и органы местного самоуправления обязаны в установленные федеральным законом порядке и сроки внедрить предложения граждан России направленные на повышение качества управления, усовершенствование законодательства, улучшение условий жизни, труда, обучения населения.

Частное право

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для федеральных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и юридические лица вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Социальные права

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой России.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Федеральные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы федерального управления и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из федеральных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в федеральных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию федеральной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультура и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.


Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Защита прав и свобод человека в России гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

3. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

4. Решения и действия (или бездействие) органов федерального управления, органов местного самоуправления, юридических лиц и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

5. Каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся федеральные средства правовой защиты.

Статья 44

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 45

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 46

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 47

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

4. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

5. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 48

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Россия обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 49

Каждый имеет право на возмещение Российской Федерацией вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов федерального управления или их должностных лиц.

Статья 50

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 51

1. Перечисление в Конституции России основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.

2. В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.

3. Права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности страны.

Статья 52

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции России.

Статья 53

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 54

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 55

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России.

2. Гражданин России несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 56

Гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 57

1. Гражданин России не может быть выслан за пределы России или выдан другой стране.

2. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 58

1. Гражданин России может иметь гражданство иной страны (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором России.

2. Наличие у гражданина России гражданства иной страны не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором России.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России.

Статья 59

1. Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В России не допускается выдача другой страной лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в России преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других странах осуществляются на основе федерального закона или международного договора России.

Статья 60

Положения настоящей главы не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 61

1. В составе России находятся субъекты России:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия , Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия , Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым , Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания , Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край , Камчатский край , Краснодарский край, Красноярский край , Пермский край , Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область , Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра , Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Статья 62

1. Статус республики определяется Конституцией России и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией России и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта России.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами федерального управления автономного округа и, соответственно, органами федерального управления края или области.

5. Статус субъекта России может быть изменен по взаимному согласию России и субъекта России в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 63

1. Территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Передача какой-либо части территории России другой стране либо иной юрисдикции возможна только на основе Федерального конституционного закона, а участки территории площадью более пяти тысяч квадратных километров – также при наличии соответствующего результата референдума, проведённого в каждом соответствующем субъекте, территории которого предполагается передать другой стране либо иной юрисдикции. Исключение из данного правила может составлять право народов на самоопределение, если данное право не вступает в противоречие с правами других народов, населяющих территорию субъекта.

4. Границы между субъектами России могут быть изменены с их взаимного согласия.

Статья 64

1. Федеральным языком России на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои федеральные языки. В органах федерального управления, органах местного самоуправления, федеральных учреждениях республик они употребляются наряду с федеральным языком России.

3. Россия гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 65

Россия гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.

Статья 66

1. Федеральные флаг, герб и гимн России, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей России является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

Статья 67

В ведении России находятся:

а) принятие и изменение Конституции России и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория России;

в) регулирование и защита прав и свобод человека; гражданство в России; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебного управления, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов федерального управления;

д) федеральная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области федерального, экономического, экологического, социального, художественного и национального развития России;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения России, международные договоры России; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения России;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита федеральной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) федеральные награды и почетные звания России;

т) федеральная служба.

Статья 68

1. В совместном ведении России и субъектов России находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции России и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, публичной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение федеральной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и художества;

е) общие вопросы воспитания, получения учебного статуса, науки, художества, физкультура и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в России;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов федерального управления и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов России, выполнение международных договоров России.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Статья 69

Вне пределов ведения России и полномочий России по предметам совместного ведения России и субъектов России субъекты России обладают всей полнотой федерального управления.

Статья 70

1. На территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и художественных ценностей.

Статья 71

1. Денежной единицей в России является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком России. Введение и эмиссия других денег в России не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка России, которую он осуществляет независимо от других органов федерального управления.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются федеральным законом.

4. Федеральные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Статья 72

1. По предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.

2. По предметам совместного ведения России и субъектов России издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов России.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения России, совместного ведения России и субъектов России республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов России не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта России, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта России.

Статья 73

1. Система органов федерального управления республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами России самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов федерального управления, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения России и полномочий России по предметам совместного ведения России и субъектов России федеральные органы исполнительного управления и органы исполнительного управления субъектов России образуют единую систему исполнительного управления в России.

Статья 74

1. Федеральные органы исполнительного управления для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительного управления по соглашению с органами исполнительного управления субъектов России могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции России и федеральным законам.

3. Органы исполнительного управления субъектов России по соглашению с федеральными органами исполнительного управления могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Правительство России обеспечивает в соответствии с Конституцией России осуществление полномочий федеральной федерального управления на всей территории России.

Статья 75

Россия может участвовать в международных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и не противоречит основам конституционного строя России.

ГЛАВА 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Статья 76

1. Каждый гражданин имеет право на участие в законотворчестве.

2. Все существенные предложения по изменению и совершенствованию законодательства должны быть опубликованы на официальном сайте Федерального Собрания. Эти предложения должны быть учтены Федеральным Собранием в процессе подготовки и принятия поправок к законодательству, подготовки и принятия новых федеральных законов. Признаки существенности предложений, порядок публикации предложений и порядок их восприятия Федеральным Собранием определяется федеральным законом.

Статья 77

1. Федеральное Собрание - парламент России - является представительным и законодательным органом России.

2. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Федеральной Думы.

3. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта России - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов федерального управления; представители России, назначаемые Председателем Правительства, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов федерального управления субъектов России.

4. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа федерального управления субъекта России наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа федерального управления субъекта России.

5. Председатель Правительства России не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя России в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральная Дума состоит из 450 депутатов.

7. Федеральная Дума избирается сроком на пять лет.

Статья 78

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами России;

б) утверждение указа Председателя Правительства России о введении военного положения;

в) утверждение указа Председателя Правительства России о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами территории России;

д) назначение выборов Председателя Правительства России;

е) отрешение Председателя Правительства России от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда России, Верховного Суда России;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России и заместителей Генерального прокурора России;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией России.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией России.

Статья 79

1. К ведению Федеральной Думы относятся:

а) назначение Председателя Правительства России;

б) решение вопроса о доверии Правительству России;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства России о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Федеральной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Председателя Правительства России для отрешения его от должности.

2. Федеральная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией России.

3. Постановления Федеральной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Федеральной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией России.

Статья 80

1. Право законодательной инициативы принадлежит Председателю Правительства России, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Федеральной Думы, Правительству России, законодательным (представительным) органам субъектов России. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду России и Верховному Суду России по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Федеральную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске федеральных займов, об изменении финансовых обязательств России, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства России.

Статья 81

1. Федеральные законы принимаются Федеральной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Федеральной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией России.

3. Принятые Федеральной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Федеральной Думой.

5. В случае несогласия Федеральной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Федеральной Думы.

Статья 82

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Федеральной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров России;

д) статуса и защиты федеральной границы России;

е) войны и мира.

Статья 83

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией России.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Федеральной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Председателем Правительства и обнародованию.

ГЛАВА 5. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Статья 84

1. Исполнительное управление России осуществляет Правительство России.

2. Правительство России состоит из Председателя Правительства России, заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров.

Статья 85

1. Председатель Правительства России назначается Федеральным собранием.

Статья 86

Председатель Правительства России в соответствии с Конституцией России, федеральными законами и указами Председателя Правительства России определяет основные направления деятельности Правительства России и организует его работу.

Статья 87

1. Правительство России:

а) разрабатывает и представляет Федеральной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Федеральной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Федеральной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Федеральной Думой;

б) обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в России единой федеральной политики в области художества, науки, получения учебного статуса, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, федеральной безопасности, реализации внешней политики России;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и публичного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией России, федеральными законами, указами Председателя Правительства России.

ГЛАВА 6. СУДЕБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Статья 88

1. Правосудие в России осуществляется только судом.

2. Судебное управление осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система России устанавливается Конституцией России и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 89

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 90

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 91

1. Конституционный Суд России состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд России по запросам Председателя Правительства России, Совета Федерации, Федеральной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Федеральной Думы, Правительства России, Верховного Суда России, органов законодательной и исполнительного управления субъектов России разрешает дела о соответствии Конституции России:

а) федеральных законов, нормативных актов Председателя Правительства России, Совета Федерации, Федеральной Думы, Правительства России;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов России, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов федерального управления России и совместному ведению органов федерального управления России и органов федерального управления субъектов России;

в) договоров между органами федерального управления России и органами федерального управления субъектов России, договоров между органами федерального управления субъектов России;

г) не вступивших в силу международных договоров России.

3. Конституционный Суд России разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами федерального управления;

б) между органами федерального управления России и органами федерального управления субъектов России;

в) между высшими федеральными органами субъектов России.

4. Конституционный Суд России по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд России по запросам Председателя Правительства России, Совета Федерации, Федеральной Думы, Правительства России, органов законотворчества субъектов России дает толкование Конституции России.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции России международные договоры России не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд России по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Председателя Правительства России в федеральной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 92

Верховный Суд России является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 93

1. Судьи Конституционного Суда России, Верховного Суда России назначаются Советом Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Председателем Правительства в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда России, Верховного Суда России и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.


ГЛАВА 7. КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Статья 94

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры России определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор России и заместители Генерального прокурора России назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Председателя Правительства России.

3. Прокуроры субъектов России назначаются на должность Председателем Правительства по представлению Генерального прокурора России, согласованному с субъектами России. Прокуроры субъектов России освобождаются от должности Председателем Правительства.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Правительства.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором России.

Статья 95

1. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

2. Группа из 20 депутатов Государственной Думы или из 10 депутатов Совета Федерации вправе поручить Счетной палате проведение проверки.

3. Отчеты по результатам каждой проверки Счетной палаты публикуются в открытой печати.

ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 96

1. Местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

3. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

4. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 97

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану публичного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными федеральными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна России.


ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

Статья 98

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России могут вносить Председатель Правительства России, Совет Федерации, Федеральная Дума, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов России, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Федеральной Думы.

Статья 99

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции России не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции России будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Федеральной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции России, либо разрабатывает проект новой Конституции России, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция России считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 100

Поправки к главам 3 - 8 Конституции России принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законотворчества не менее чем двух третей субъектов России.

Статья 101

1. Изменения в статью 65 Конституции России, определяющую состав России, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта России, об изменении конституционно-правового статуса субъекта России.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта России подлежит включению в статью 65 Конституции России.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ==

1. Конституция России вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) России - России, принятой 12 декабря 1993 года, с последующими изменениями и дополнениями.

В случае несоответствия положениям Конституции России положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами федерального управления России и органами федерального управления суверенных республик в составе России, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами федерального управления России и органами федерального управления краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга России, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами федерального управления России и органами федерального управления автономной области, автономных округов в составе России, а также других договоров между федеральными органами федерального управления России и органами федерального управления субъектов России, договоров между органами федерального управления субъектов России - действуют положения Конституции России.

2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции России.